Статьи

Самое вредное упражнение

В статье поговорим о методике обучения вращению, о работе кистью, о «прочесывании мяча», об уме, о системе 10s и как ребенку навсегда не застрять в детском теннисе.

Итак, на видео представлено достаточно распространенное упражнение из предлагаемых тренерами. Оно используется для отработки или обучению вращения. Почему же оно вредно?

Начнем с того, что отработка вращения таким методом не дает истинного ощущения вращения мяча во время удара, а наоборот, уводит игрока от понимания как взаимодействует мяч с ракеткой и более того тренирует то, что разрушает нашу игру. Как раз вот это и пытается сделать рефлекторно наш ум во время мандража и неуверенности, или когда у игрока недостаточно мастерства в принципе. А именно подвести ракетку к мячу поближе и практически без замаха, без разгона ракетки, прокрутить вот таким образом, как делает девочка. Так ему (уму) кажется более надежнее, точнее, безопаснее. Но как мы в статьях ранее говорили, качественная высокоскоростная игра в теннис лежит за пределами ума, в другой плоскости сознания, и истинное мастерство заключается в том, чтобы точно попадать по мячу и в корт мощными, амплитудными, размашистыми движениями. Если вы хотите, чтобы ребенок дорос до взрослого тенниса, а не навсегда остался в детском, то с первых тренировок игроку именно это и нужно - прививать и отучать от коротких рывков и от того, что в точке контакта надо что-то с мячом делать.

Сюда еще добавлю, что мне очень не нравится выражение «прочёс мяча». На мой взгляд, вместе с описываемым выше упражнением оно несет в себе образ некого поверхностного чирканья по мячу, в то время, как на самом деле в подавляющем большинстве случаев мощных крученых ударов мяч на плоскости точно так же превращается в лепешку, как и на плоских и по ней не катается (на любом замедленном качественном видео это хорошо видно).
Вместо этих упражнений и выражений предлагаю использовать следующий последовательный метод. Параллельно с имитацией обычными ракетками используем удлиненные и слегка утяжеленные предметы, имеющие большую инерцию.
в этом случае ученику точно становится понятно, что такое плавный полет ракетки, а не толкание и рывки, и тренеру хорошо видно если игрок «дергает». После того, как игрок почувствовал инерцию и плавность полета ракетки, можно приступать к понятию вращения мяча. Здесь достаточно показать, что мяч начинает вращаться уже только из-за того, что ракетка на скорости взаимодействует с ним «снизу вверх». Теперь видео, где я палкой закручиваю мяч и попадаю в корт.
Такие упражнения полезны для понимания сути удара. Не забудьте обязательно упомянуть, что на протяжении всего контакта с мячом, не нужно делать никаких манипуляций. Ракетка «вбирает» или «поглощает» в себя мяч во время своего ускоренного полета. Также могут хорошо работать выражения: ракетка пролетает «сквозь контакт», «как по маслу».

После того, как игрок хорошо осознал плавность, текучесть удара, инерцию, ускорение и принцип вращения, можно немного это вращение форсировать. Ученику уже будет сложнее потерять главный смысл удара, но тренер должен быть начеку. Вообще раньше в статьях я писал, что по мере роста мастерства, вращение автоматом будет усиливаться без акцента на нем. Считаю, что обожествлять вращение не стоит, оно всё-таки больше следствие качества удара. Сильнее удар - сильнее вращение. Насильное сверхвращение может привести к потере амплитуды удара и соответственно мощности, а также к разрывам в кинематической цепочки (целостной ударной структуры), и как следствие игре одной кистью.

Немного коснусь понятия «кистевой удар» или «кистевой акцент». Уверяю вас, мощного, быстрого движения кистью не существует, если до этого не сработало все тело. Энергия и скорость приходят в кисть, и она как кончик хлыста естественно вносит свою лепту в усиление удара. Это и есть кистевой акцент и работа кистью. Бывает, что даже хорошие игроки будут уверять, что они одной кистью могут сильно пробить. Но на замедленном повторе все равно видно, как ноги сработали. Просто бывает, что даже хороший игрок не всегда автоматом понимает, что он делает)). Есть талант, есть ощущения, но вот умом понять, как он это делает и как научить другого не может, этому есть простое объяснение. Мы уже говорили, что мощный взрослый удар и ум находятся в разных плоскостях. Играть умеют ощущения, ум может только на определенных стадиях помочь им научиться, но вот играть сам он не умеет, не его зона ответственности. Когда он пытается туда лезть со своими размышлениями и страхами, пиши пропало.

Теперь коснемся 10s.

Главным достоинством системы считаю то, что мяч мягкий и игрок уже в юном возрасте может почувствовать и осознать, как мяч садится на плоскость, превращаясь в лепешку, и также раньше имеет шанс почувствовать целостную конструкцию игрок-ракетка-мяч. Конечно там еще есть ряд других преимуществ (более низкий отскок, замедление скоростей), все они расширяют зону комфорта теннисисту, давая шанс раньше почувствовать настоящий теннис, если конечно ему голову не забьют топспинами, прочесами и кистями. Нужно понимать, что хороший контроль это не хорошее вращение и надежная траектория, это всё лишь следствия главного — умения слиться с мячом в единое целое, почувствовав его всем телом. В целом система хорошая, в свое время на свой страх и риск тренировал мелких этими мячами, когда у нас в стране она еще не использовалась, а мячи уже достать можно было. На этом пока все, спасибо за внимание. Всем прогресса!

Данные материалы являются объектами авторского права. Любое копирование, распространение и иные действия, прямо не разрешенные, являются запрещенными в силу абз. 2 п.1. ст. 1229 ГК РФ: «Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».